Диагноз

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда индивидуально или в речевых логопедических группах. При этом, чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

ОТЧЕГО ЭТО БЫВАЕТ?

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:
  • трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
  • дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе "волчьей пастью", или неправильный прикус;
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • задержка речевого развития из-за задержки психического развития;
  • неграмотная речь в семье и др.;

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА:

Алалия (a-lalia - нет речи; лат.) - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохраненных умственных способностях. (В дальнейшем, при овладении речью, у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: "Мальчик горка санках катается" (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: "Ляля киля гиля" (Девочка катается на лыжах);

Алексия (a-lego-не читаю; лат.) - неспособность овладеть процессом чтения;

Аудиторный шок или сценический страх - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими;

Аутизм детский ранний (от латинского слова autos - "сам", погружение в себя) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением. Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы. Эти дети избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи, особенности поведения. Для них характерны повышенные затруднения в формировании социально-бытовых навыков при сохранном, а часто даже при опережающем биологический возраст интеллекте;

Баттаризм - нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются;

Брадилалия - патологически замедленный темп речи;

Гиперсаливация - увеличенное выделение слюны;

Дизартрия (dis-arthron - расстройство сочленения; латин.) - нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением. Голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек - менингит, менингоэнцефалит и др.);

Дисграфия (dis-grapho-плохо пишу; латин.) - нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности, довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии;

Дислалия (dis-lalia-плохо говорю; латин.) - расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи (косноязычие);

Дислексия (dis-lego-плохо читаю; латин.) - нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее, с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного;

Заикание - логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками. Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: "расскажи", "повтори", часто заставляют говорить напоказ;

Итерация - несудорожные запинки, повторы в речи;

Ламбдацизм - неправильное произношение звука [ Л ], распространённый недостаток речи;

Логофобия (logos-учение, phobos-страх; греч.) - боязнь произнесения слов, речи;

Мутизм - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата, наблюдается при психических заболеваниях, а также у застенчивых детей и т.д;

Нарушение слуха - cлабый слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости. Решающее значение в этом процессе имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух понижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других - слышит их не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас;

Негативизм - немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой негативизм - упорный отказ от общения;

Общее недоразвитие речи - отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.;

Ринолалия (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) - патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи (гнусавость);

Ротацизм - расстройство произношения фонем [Р] и [Р'], которое выражается в отсутствии этих фонем в речи или их искажении;

Сигматизм - недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ];

Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа;

Тетизм - расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2-4 стереотипные фонемы, обычно [ Т', М, Н ]; обычно тетизм связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т.п.;


Главная | Услуги | Диагноз | Советы | Подготовка к школе | Публикации | Гостевая книга | Контакты

• E-mail: logopedtan@mail.ru •
;